|
|
Идея защитить солдата от пуль при помощи кирасы была взята прямо из реальной жизни. Дело в том, что на рубеже XIX-XX веков кирасы все еще находились в употреблении. Они являлись частью парадного мундира кирасирских полков. После ряда экспериментов выяснилось, что простая кираса старого образца, предназначенная для защиты от холодного оружия, с расстояния в два десятка шагов выдерживает попадание пули 7,62×38 мм от револьвера системы «Наган». И вот как раз с этого факта все и началось. Конструкторы всего мира кинулись усовершенствовать классическую средневековую кирасу.
Так массовым выпуском пулестойких кирас занялась французская компания «Симонэ, Геслюен и Ко». Именно у нее Россия в самый разгар Русско-японской войны (1904—1905 гг.) и закупила 100 тысяч пехотных кирас, которые должны были стать ответом на японские броневые щиты. Однако после того как кирасы поступили на фронт, выяснилось, что они полностью не годные. Причина этого фиаско так и осталась загадкой: то ли производители оказались жуликами, то ли победа русской армии над японцами совершенно не входила в планы Парижа. Вдобавок ослабленная войной Россия еще больше влезла в долги к французским банкам. (Не знаю как вам, мои уважаемые читатели, но мне почему-то вдруг подумалось о событиях уже сегодняшних дней и о покупке у тех же французов боевых вертолетоносцев «Мистраль»…)
|
|
Афера с французскими кирасами лишний раз доказал, что слепой космополитизм не доводит до добра. Вместо того чтобы устремлять свой вожделенный взгляд на сомнительные западные разработки, российскому правительству следовало обратить внимание на творения отечественных инженеров, тем более, что там действительно было на что взглянуть.
Обжегшись на французском заказе, российское правительство, в конце концов, таки обратило свой взгляд на разработки подполковника Чемерзина. По его технологии изготовили около 7000 панцирей, щитов и шлемов, которые срочно отправили на дальний восток, но только было уже поздно, война с Японией оказалась проиграна.
Рожденные для войны, пулестойкие кирасы не остались забытыми и в мирное время, они стали товаром, который мог приобрести любой зажиточный обыватель по тем или иным причинам беспокоящийся за свою драгоценную жизнь. Эти легкие кирасы носились под одеждой, и они с успехом противостояли ножам и пистолетам грабителей. Для противодействия именно этому контингенту бронированные средства защиты стали поступать и в полицию.
Самой известной и массовой разработкой Первой мировой по праву считается немецкий панцирь «Sappenpanzer» (по некоторым сведениям его было выпущено более 500 000 штук). Эти доспехи появились на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года войска Антанты захватили несколько единиц германской защиты и произвели ее исследование и испытание. Оказалось, что «Sappenpanzer» в состоянии остановить винтовочную пулю, выпущенную с 500 метров, однако его главное предназначение ― защита от шрапнели и осколков. Панцирь можно было одевать как на грудь (когда солдату требовалось идти в атаку), так и на спину (когда боец находится в обороне за бруствером и был уязвим от осколков снарядов, которые разрывались у него за спиной). У первых образцов «Sappenpanzer» броневые пластины имели толщину 2,3 мм, но для эффективной защиты этого оказалось не достаточно, и в дальнейшем толщина брони была увеличена. Материал, из которого она состояла ― это сплав стали и никеля.
«Sappenpanzer» состоял из шести пластин и весил 10,3 кг. Горловина самой крупной грудной пластины была отформована так, чтобы образовался небольшой воротник, который прикрывал шею солдата. Изогнутые дугой плечевые пластины жестко приклепывались к грудной и служили одновременно и защитой, и крюками, с помощью которых панцирь держался на плечах. Все передние пластины крепились внахлест одна на другую с заходом в 25-30 мм. В этих местах на металл наклеивались полоски ткани, чтобы пластины не громыхали во время движения. Самая нижняя пластина защищала паховую область.
Разработку броневых кирас также вели США, Великобритания, Франция, Италия, Россия и другие страны, причем некоторые из них приступили к этим исследованиям гораздо раньше немцев, но несмотря на солидную фору, им так и не удалось опередить Германию как по качеству брони, так и по массовости производства.
После окончания Первой мировой войны разработка новых армейских кирас прекратилась. Пережившим войну людям не верилось, что такой ужас может повториться вновь, по крайней мере, в ближайшем будущем, а значит и защита вроде бы теперь оказалась ни к чему. Однако все изменилось, когда в Германии к власти пришли фашисты, и в Европе вновь запахло порохом.
Как бы сейчас не хаяли ту далекую сталинскую эпоху, но объективно следует отметить, что в Советском Союзе в довоенные 30-е годы денег на научно-технические разработки не жалели. Причем велись они в самых разнообразных, порой фантастических направлениях. Само собой, что советские инженеры не могли не вспомнить о кирасе. Так в 1938 году для испытаний в Рабоче-крестьянскую красную армию (РККА) поступил стальной нагрудник СН-38 (СН-1).
Новый нагрудник получил обозначение СН-42 (СН-2). Его создателями являлась броневая лаборатория Института металлов (ЦНИИМ), которой руководил М. И. Корюков ― один из разработчиков знаменитой советской каски, используемой и по сей день.
Нагрудники СН-42 выпускались довольно большими партиями, но предназначались они вовсе не для простой пехоты. Этими средствами защиты снаряжались лишь элитные группы армейского спецназа, так называемые ШИСБр (штурмовые инженерно-саперные бригады резерва), подчиняющиеся напрямую Ставке Верховного Главнокомандующего.
Миры D&D — широкий гобелен, сотканный из разнообразных культур, где каждая находится на своём технологическом уровне. Поэтому искателям приключений могут попасться самые разнообразные доспехи, от кожаных курток и кольчуг до дорогих лат. Таблица «Доспехи» ниже приводит характеристики самых распространённых доспехов, разделённых на три категории: лёгкие, средние и тяжёлые. Многие воители дополняют доспехи щитом.
Владение доспехами. Кто угодно может напялить доспех или пристегнуть щит к руке. Но только тот, кто знает, как носить доспех, может носить его эффективно. Ваш класс даёт владение некоторыми видами доспехов. Если вы носите доспех, которым не владеете, вы совершаете с помехой все проверки характеристик, спасброски и броски атаки, использующие Силу или Ловкость, и вы не можете накладывать заклинания.
Тяжёлые доспехи. Более тяжёлые доспехи мешают владельцу свободно и тихо перемещаться. Если в колонке доспеха написано «Сил 13» или «Сил 15», этот доспех уменьшает скорость владельца на 10 фт., если его значение Силы меньше указанного.
Щиты. Щит изготавливается из дерева или металла, и несётся одной рукой. Использование щита увеличивает КД на 2. Вы получаете преимущество только от одного щита одновременно.
Лёгкие доспехи, изготовленные из лёгких и тонких материалов, предпочитают ловкие искатели приключений, поскольку те предоставляют защиту, и при этом не ограничивают подвижность. Если вы носите лёгкий доспех, вы при определении Класса Доспеха добавляете модификатор Ловкости к базовому числу, предоставленному доспехом.
Кожаный. Нагрудник и плечи этого доспеха изготовлены из кожи, вываренной в масле. Остальные части доспеха сделаны из более мягких и гибких материалов.
СРЕДНИЙ ДОСПЕХ
Шкурный. Этот грубый доспех состоит из толстых мехов и шкур. Обычно их носят племена варваров, злые гуманоиды и прочие народы, у которых нет инструментов и материалов для создания более качественных доспехов.
Чешуйчатый доспех. Этот доспех состоит из кожаных куртки и поножей (а также, возможно, отдельной юбки), покрытых перекрывающимися кусочками металла, похожими на рыбную чешую. В комплект входят рукавицы.
Полулаты. Полулаты состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих большую часть тела владельца. В них не входит защита для ног кроме простых поножей, закреплённых кожаными ремнями.
Из всех видов доспехов, тяжёлые доспехи предоставляют лучшую защиту. Эти комплекты доспехов покрывают всё тело и созданы для защиты от самых разных атак. Их вес и нагрузку могут выдержать только самые тренированные воители.
Колечный доспех. Это кожаный доспех с нашитыми на него толстыми кольцами. Эти кольца усиливают доспех от ударов мечей и топоров. Колечный доспех хуже кольчуги, и обычно его носят только те, кто не могут позволить себе доспех получше.
Наборный доспех. Этот доспех состоит из узких вертикальных металлических пластин, приклёпанных к кожаной подложке, носимой поверх слоя ватина. Соединения защищаются кольчужным полотном.
НАДЕВАНИЕ И СНЯТИЕ ДОСПЕХОВ
Надевание. Столько времени требуется для надевания доспеха. Вы получаете КД от доспеха только если потратили нужное время на его надевание.
ПОДГОНКА СНАРЯЖЕНИЯ
Мастер может усилить этот реализм. Например, доспех, изготовленный под одного человека, не подойдёт другому без значительных изменений, и униформа стражника может выглядеть заметно чужеродной, если искатель приключений оденет её для маскировки.
- Материал взят из pdf-версии перевода «Player»s handbook» от студии «
Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В основном такие кирасы использовались древнегреческими гоплитами (тяжелой пехотой). В Древнем Риме же подобный доспех использовался лишь офицерами. В 1953 году на греческом полуострове Пелопоннесе в Аргосе была найдена могила воина VIII века до н. э. Там были отлично сохранившиеся греческий шлем и анатомический нагрудник. Это позволило больше узнать о защитном снаряжении греков.
|
|
В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была еще довольно примитивна. В VI в. до н. э. кираса уже не выглядит столь неуклюжей. А с V-IV веков до н. э. выделка гиппоторакса становится все более совершенной. Как считают исследователи, предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия.
Кирасы античного периода изготавливали путем ковки, но чаще – отливали. Материалом в основном была бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо. Существенным недостатком бронзовых гиппотораксов была их дороговизна. И вскоре анатомическая кираса в основном используется военачальниками. А гоплиты с VI-V в. до н. э. вместо нее начали снаряжаться линотораксом – кирасой из нескольких проклеенных слоев льна. Но гипотораксы еще не были окончательно вытеснены другими типами нагрудников и бронзовые анатомические кирасы продолжают применяться до III века до н. э. Падение Римской империи привело к большому упадку кузнечного и оружейного дела и кирасы, тем более анатомические, уступают поле боя более дешевым и простым в изготовлении доспехам – кольчугам, чешуям. И лишь в Восточной Римской империи (Византии) до самого ее заката военачальники и басилевсы продолжают носить доспехи «подчеркивающие их фигуры».
Когда мы впервые начали делать доспехи перед нами стоял вопрос — какого типа доспехи делать массово нашей команде. Прежде всего мы выделили требования: хорошая защита, подвижность, вес, простота изготовления (команда не маленькая), простота в обслуживании. После долгих раздумий, удачных и неудачных проб, мы отдали предпочтение латному доспеху конца 16 — начала 17 веков.О достоинствах латного доспеха:
ХОРОШАЯ ЗАЩИТА — много говорить об этом не надо. Из всех видов доспеха латник предоставляет наиболее полную защиту от любых ударов (включая топтание ногами проверено мной лично);
ПОДВИЖНОСТЬ — естественно латный доспех не дает такой полной подвижности, как кольчуга или ламелярный доспех, но использование подвижных пластин в нагрудной и спинной броне, а также правильная подгонка сочленений позволяет двигаться совершенно свободно (разве что не кувыркаться);
ВЕС — мой доспех (кираса, наплечники, латные руки и шлем) сделанные из 1,5 мм стали горячего проката весит 10 кг. Хауберт из кольца толщиной 2мм и диаметром 10мм весит 18-19 кг. Причем латник дает гораздо лучшую защиту и хитовку;
ПРОСТОТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ — количество деталей в полуторном латнике — 3/4 (можно меньше) и собрать их значительно проще, чем кольчугу из 20000 колец или дощатник из 300 — 400 пластин (меня на этот подвиг ни разу не хватало). Отковка же при наличии навыков много времени не занимает;
ПРОСТОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ — недостаток кольчуг и дощатников — расходятся кольца (ни разу не видел доспех в котором кольца были полностью склепаны или сварены). Недостаток ламелярных доспехов — перетираются шнуры, недостаток чешуи — заклепки крепящие чешуйки постепенно прорывают основу. Латный доспех лишен всех этих недостатков. Единственные уязвимые места — ремни на которые собираются некоторые детали доспеха и пряжки. Но, при желании, ремни можно заменить подвижной » испанской » заклепкой, а пряжки — штифтами и петлями. Латнику намного проще бороться с бичом металла — ржавчиной. Предохранить доспехи от ржавчины можно тремя способами: либо держать в масле или жире — грязно и неудобно; либо отполировать до зеркального блеска — очень красиво и не ржавеет очень долго; либо воронить, что не исключает полировку.
КАК СДЕЛАТЬ КИРАСУ » ПОЛУРАК » Изготовление латного доспеха начинается с построения выкройки, выкройка — со снятия мерок (недостаток латника в том, что делается он на хозяина и кроме него подойдет не всякому).
-
От плеча до диафрагмы;
Ширина плеча (не заходя на плечевой сустав);
Ширина груди;
Ширина груда в области диафрагмы;
Ширина шеи;
От диафрагмы до поясницы;
От плеча до подмышки.
1. Сначала отмеряется обща длина — от плеча до диафрагмы (припуск 1 -2 см).2.Затем наибольшая ширина — полуобхват груди в районе подмышки (обхват на 2, припуск 2 — 3 см). Соединить создав прямоугольник, провести центральную линию (рис. 2а).3. Отмерить сверху расстояние от плеча до подмышки (припуск 2 — 3 см). 4. Отмерить от центральной линии половину ширины шеи (припуск 1 см, рис. 2б).5. Нарисовать шейный вырез с расчетом того, что линия заканчивается немного ниже ключиц. 6. Отмерить от оси половину ширины плеч (рис. 2в). 7. Нарисовать подмышечный вырез. Чем глубже вырез — тем лучше подвижность рук, но хуже защита. На мой взгляд вырез должен проходить вверху через середину грудной мышцы и закругляться в районе соска (для мужчин). Приложите выкройку телу и попробуйте подвигать рукой. Выкройку в отличие от кирасы очень просто переделать.8. Отмерить внизу от центральной линии четверть обхвата груди в районе диафрагмы (припуск 2 — 3 см, рис. 2г).9. Соедините точки по прямой. Вы получили половину выкройки. Вырезать по линиям, согнуть по центру, начертить и вырезать вторую половину — и выкройка (рис. 2) готова.
Выкройка пластин:
- Отмерить ширину пластрона по нижней части.
- Длину от диафрагмы до поясницы делим на 3 и прибавляем припуск 3 — 4 см.
- Отступите сверху 1 — 1.5 см и прочертите линию как на рис. 3а.
Отковка пластронов.
Кираса подобного типа не нуждается в сильной отковке. Основная отковка производится в зоне а (рис. 4). В принципе пластрон должен повторять форму тела (я не имею ввиду анатомические кирасы. Отковываем мы холодной ковкой используя закругленный молоток и отковочный пенек (впрочем ковать можно и на свернутом ковре, и на мешке — кожаном или с кожаной верхней частью, набитом песком или крупной солью; и на толстой резине. О вкусах не спорят.) После отковки пластрон нуждается в заглаживании (выпрямлении шишек и вмятин неизбежных при отковке). Заглаживать лучше на резине или стальной плите. При желании небольшую отковку можно дать и пластинам, но это не обязательно.
Сборка кирасы
Имея готовые пластроны Вам нужно подогнать под них пластины. Пластины должны повторять изгиб пластрона, но при этом чуть — чуть сужатся к талии (красивее и удобнее). Существуют два вида сборки кирасы такого типа: на ремнях и на заклепках. На ремнях красивее и больше подвижность, но сложнее в сборке и уязвимее — перетираются при долгой носке. При сборке на заклепках пластины стоят не очень плотно, но в целом эта система прочнее и проще.
Сборка на ремнях.
Кираса собирается на трех ремнях. Центральный идет по середине пластрона и пластин. Боковые отступив на 5 см от края. Мы предпочитаем для сборки брезентовые ремни. Они прочнее кожаных, хотя кожаные историчнее. Ремень приклепывается к детали доспеха при помощи заклепки и шайбы (шайба со стороны ремня). Мы используем заклепки толщиной 3 мм. Пластины заходят друг на друга на 2 — 4 см (в зависимости от ширины пластин).
Начинается сборка с первой от пластрона пластины, причем снаружи пластина заходит на пластрон (ремень естественно внутри, рис. 5).Отверстие сверлится примерно на треть от общей ширины пластины отмеряя сверху. Помните: если это расстояние будет слишком маленьким — пластины потеряют большую часть подвижности (беда нашей первой кирасы); если слишком большим — пластины будут провисать (рис. 5а). Сборка на заклепках.Производится также, как сборка на ремнях, только центральное крепление отсутствует, а на боковых креплениях пластины приклепываются друг к другу. Приклепывайте не слишком плотно, чтобы заклепка служила осью для пластин. При сборке таким образом оставляйте небольшой зазор (примерно 4 мм), чтобы пластины могли двигаться, но не слишком большим. После всех перечисленных выше операций Ваша кираса почти готова, осталось поставить пряжки. Пряжки ставят на плечах, по бокам на пластронах и средней пластине.
ДОРАБОТКИ.
Для красоты и удобства вырезы для горла и рук можно завальцевать или отогнуть наружу. Можно также оббить толстой кожей или латунью. Без плечевых пряжек можно обойтись, если вместо них приклепать широкие кожаные ремни (так удобнее носить — меньше давит плечи). На нагрудном пластроне и пластинах можно выбить ребро жесткости (при помощи молотка и тупого зубила).